
Пока правительства США и государств ЕС обсуждают, какими еще санкциями «наказать Россию», европейский и американский бизнес ищет лазейки для работы на российском рынке. В отличие от кабинетных геополитиков, деловым людям отлично знакомы принципы конкуренции. Освободившуюся даже на короткое время рыночную нишу с удовольствием занимают другие, а вернуть потерянное место сложно, если возможно вообще. Стоит ли удивляться, что все в точности так и произошло с западным бизнесом, возможности которого ограничили антироссийскими санкциями?
Встал – место потерял
В условиях, когда современная рыночная экономика практически достигла пределов своей экспансии, международная торговля и промышленная кооперация напоминают переполненный автобус. Стоит на секунду подняться и освободить место, тут же найдется желающий прокатиться с комфортом.
После объявления санкций против России о своем желании заменить на российском рынке привередливых европейцев и американцев заявили государства Латинской Америки, Африки, Турция, Иран, азиатские государства, партнеры Москвы по Таможенному союзу и страны СНГ. И действительно, структура российского импорта стала стремительно меняться.
Например, импорт продукции немецкого производства снизился на 13%. В целом же по итогам 2014 г. ЕС потерял положение ведущего торгового партнера РФ, а его доля в российской внешней торговле упала ниже 50%. При общем сокращении объемов внешней торговли России вес незападных торговых партнеров увеличивается. Так, экспорт из КНР увеличился на 5,2%, импорт – на 4,5%. Хотя, по данным российских статистических ведомств, отмечено падение объемов двусторонней торговли, китайская сторона зафиксировала рост в 6,8% до 95,28 млрд. долл. (1) В следующем году Россия и Китай планируют преодолеть планку в 100 млрд. долл.
Кому-то может показаться парадоксальным, но санкциями воспользовались и США, чтобы вытеснить из России своих европейских союзников. Американских товаров за год было ввезено на 18,5 млрд. долл., что выше показателей 2013 г. на 11%. (2)
Китай активно вытесняет американский и европейский бизнес из России. Так, он обошел Европу на российском рынке электронной коммерции. Согласно отчету компании East-West Digital News (EWDN), часть заказов, отгруженных российским покупателям из Китая, выросла с 40 до 70%. (3) Не связанные санкциями китайские банки готовы кредитовать крупные проекты в России. Пекин, например, выступил с предложением инвестировать 300 млрд. руб. в строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань, из которых 50 млрд. руб. будет инвестировано китайскими компаниями, а оставшаяся сумма – кредиты китайских банков. (4)
Поддерживает Поднебесная и энергетический сектор. Как сообщил вице-премьер РФ А. Дворкович, Москва готова рассмотреть возможность приобретения китайскими инвесторами более 50% в стратегических нефтяных и газовых месторождениях. (5) Более того, Пекин умудряется даже поддерживать европейских производителей. Ярким примером может служить ситуация с проектом «Ямал СПГ», в котором российская компания «НОВАТЭК», подвергшаяся санкциям, сотрудничает с французской Total и китайской CNPC. В конце марта Китай согласился предоставить Total 15 млрд. долл. для инвестиций. (6)
Существует и масса других примеров. Так, Москва предложила Дели участвовать в разработке арктических проектов по получению сжиженного природного газа. По сообщениям арабской прессы, вырос экспорт в Россию продуктов питания из Марокко, Ливана, Египта, Турции, Латинской Америки и Ирана. В частности, в 2014 г. товарооборот с Египтом увеличился вдвое. (7) Как утверждают представители крупной торговой сети «Дикси», география закупок поменялась радикально: «Например, до введения эмбарго у нас были яблоки и груши из Бельгии, Нидерландов, Польши, Италии, Германии. Их заменили аналогичными или альтернативными сортами из Сербии, Бразилии, Аргентины, Турции и ЮАР. Томаты и огурцы раньше поставляла преимущественно Испания, теперь – Турция, Марокко и Иран. Капусту цветную – ранее Франция, теперь – Турция и Иран. Европейский виноград заменяет виноград от производителей Аргентины, Чили, Турции». (8)
Государства Латинской Америки неуклонно усиливают свои позиции на рынке мяса. В 2014 г. в структуре импорта мяса в РФ на долю этого региона пришлось 64%, в том числе на Бразилию – 42%, Парагвай – 10%, Аргентину – 7%. А уже в январе 2015 г. латиноамериканским поставщикам стало принадлежать 75% импорта. (9) В январе 2015 г. доля Беларуси в объеме импорта мяса птицы в РФ выросла до 56,4%, главным образом за счет резкого сокращения импорта «ножек Буша» из США.
Что касается рынка автомобилей, тенденция аналогична. На фоне общего падения продаж автомобилей китайские производители теряют меньше клиентов. Например, в связи с кризисом в 2014 г. Chery потеряла в продажах 9% при общем 10-процентном падении рынка. В декабре паника принесла производителю 40% роста продаж. (10) Китайцы строят амбициозные планы, что к 2017 г. каждый десятый авто на рынке России будет китайским, и теснят даже отечественную «Ладу». В 2013 г. на падающем российском авторынке среди растущих показателей продаж в первой тройке оказались три китайских автомобильных бренда: Geely, Great Wall, Lifan, также среди лидеров – компания Chery.
Агрессивная политика ЕС и США в отношении России привела к тому, что граждане страны вслед за своим правительством объявляют «индивидуальные санкции» Западу. Это коснулось, например, сферы туризма. Вследствие падения российской валюты турпоток в 2014 г. сократился на 4%. Но при этом количество желающих посетить Европу уменьшилось на 30-60%. Больше всех потеряли Финляндия – 58%, Чехия – 38%, Германия – 23%, Австрия – 16%, Греция – 14%, Кипр –5%, Франция – 4%. Вместо них набирают популярность восточные страны. Рекорды бьют Южная Корея (+58%) и Турция (+34%). Все больше россиян летят в Израиль (+17%), Китай (+10%), на Шри-Ланку (+7%), в Египет (+6%), в Индию, Таиланд, Вьетнам (+1). (11)
Ожидая, что, лишившись хамона и пармезана, российские граждане выступят против правительства, западные политики грубо просчитались. Россияне с легкостью отказываются и от европейской одежды. По прогнозу Европейского совета по экспорту модной одежды и текстиля (EFTEC), в 2015 г. объем экспорта европейской модной одежды в Россию сократится на 20-30%. В прошлом же году Италия потеряла 10% от объема продаж в России, Германия – 7%, Франция – 15%. (12) На замену им идут китайские, турецкие и индийские поставщики.
Ты их в дверь – они в окно
Западные предприниматели крайне обеспокоены недальновидной политикой своих правительств. По словам председателя Восточного комитета немецкой экономики Э. Кордеса, «стало отчетливо заметно, что конкуренция с китайцами и корейцами теперь гораздо сильнее». (13) Ему вторит президент Ассоциации итальянских предпринимателей Дж. Сквинци, заявивший, что «ущерб для наших предприятий очень высок: только в пищевой промышленности, в связи с сокращением экспорта в Россию, мы потеряем около 400 млн. евро… С определенной долей уверенности можно говорить, что потери будут носить структурный характер и будут выгодны нашим прямым конкурентам из Европы и Китая». (14) Обеспокоенность европейских предпринимателей тем, что их место займут китайцы, бразильцы, коммерсанты других стран, отмечает и глава ВТБ А. Костин, которому немецкие бизнесмены жалуются на проблемы с финансированием экспорта в Россию, «чего нет у китайцев». (15)
Западный бизнес пытается остаться на российском рынке даже в обход санкций. Так, по информации немецкого таблоида Bild, после принятия решения о санкциях в подмосковной резиденции российского премьер-министра Д. Медведева «Горки-9» прошло секретное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям, в котором от Германии принимали участие руководители компаний Metro, Bayer, BASF и E.on. На встрече обсуждался вопрос, как иностранные компании могут продолжить направлять свои инвестиции в Россию несмотря на санкции Запада. (16) Вложить миллиарды в газовые проекты в России намерен немецкий Wintershall, как и австрийская Catoil, занимающаяся технологическими разработками в нефтяной сфере. О возможности увеличения инвестиций в Россию заявили глава британского нефтегазового гиганта BP Боб Дадли и итальянская Pirelli.
Руководство ЕС и США достигло обратного эффекта. Теперь, чтобы не подвергаться санкциям, бизнес стремится к открытию производств в России и увеличению локализации, что может обернуться для нашей страны не потерями, а приобретением. Во время Давосского экономического форума представители датской фармацевтической компании Novo Nordisk заявили о планах открыть в РФ производственные мощности. В январе самое крупное в мире нефтесервисное предприятие Schlumberger объявило о своих планах относительно покупки 45,65% акций буровой компании Eurasia Drilling Company за 1,7 млрд. долл. В конце декабря о своем намерении открыть в России свою сеть дискаунтеров сообщила немецкая компания Tengelmann Group. В свою очередь, Volkswagen заявил, что «амбициозные планы расширения производства в России не зависят от встречи европейских лидеров с целью обсудить санкции из-за захвата Крыма». Заканчивается подготовка акционерного соглашения между швейцарским нефтетрейдером Glencore и «Русснефтью», в соответствии с которым Glencore будет владеть 49% «Русснефти». Как считает представитель ИК «Фридом Финанс» Г. Ващенко, «локализация производства, которая ранее иностранными компаниями никогда не рассматривалась, – своего рода ответ санкциям».
От европейских коллег не отстают и американцы. Нефтяной гигант Exxon, на протяжении нескольких лет успешно работавший с «Роснефтью» в Сибири и на острове Сахалин, начинает многомиллиардный проект по освоению Арктики. Как заявил первый вице-президент «Российского союза инженеров» И. Андриевский, «западные компании всеми средствами пытаются восстановить свои деловые отношения с Россией, даже если это идет вразрез с установками Брюсселя и Вашингтона. Известно, что уже после введения санкций некоторые американские компании приняли участие в тендерах «Газпромнефти» по освоению Приразломного месторождения в Печорском море». (17)
Для инвестирования в Россию европейский бизнес активно использует кипрские фонды. По словам президента Российского инвестиционного агентства Ю. Спиридонова, «Кипр привлекает тех инвесторов, которые по разным причинам не имеют возможности напрямую заходить в Россию: из Германии, Австрии, Франции. Компании из этих стран могут размещать капитал на Кипре и через инвестиционный фонд, находящийся под юрисдикцией Кипра, инвестировать в наиболее интересные инвестиционные проекты в России». (18)
Стремление завоевать российский рынок совершенно неудивительно. Несмотря на санкции, а возможно, и благодаря им, экономика России растет. Агентство Bloomberg (19) обращает внимание на улучшающиеся показатели российской экономики, рост валютных резервов и стабилизацию рубля. Рост промышленного производства в России за прошлый год превысил даже прогнозы правительства и составил 1,7%, а в декабре 2014 г. рекордные 3,9%, хотя предполагалось, что именно в декабре начнется его падение.
«Какую же роль сыграли западные санкции? Практически никакую. Мы с легкостью можем проследить, как экономические показатели России реагируют на изменения в цене на нефть и изменения на валютных рынках, между тем этого нельзя сказать об ограничениях на финансирование и торговлю. Западные санкции причинили некоторые неудобства ряду российских компаний, однако Сбербанк, ключевой государственный институт, лишившийся возможности получать финансирование извне, в 2014 году сообщил об устойчивой прибыли в размере $7,7 млрд. Это, конечно, меньше, чем в предыдущем году, однако ни о какой трагедии говорить не приходится», – отмечает Bloomberg.
С ним остается лишь согласиться. И посочувствовать европейским и американским предпринимателям, вынужденным нести потери из-за антироссийской истерии правительств своих стран.
Свежие комментарии